• rgosakhalin

Весенняя Тунайча

Константин Чепурный


Группа южно-сахалинских лыжников, совершили многодневный спортивный лыжный поход. Среди участников которого были и члены Русского географического общества.


Маршрут похода начался по льду озера Тунайча от примыкания к Охотской трассе дороги в село Лесное. Далее вдоль южного берега минуя устье реки Комиссаровки, самого крупного водотока, питающего озеро и мыс Заливный, группа прошла к мысу Макарова. Мыс Макарова на южном и мыс Меньшикова на северном берегах озера служат «воротами», отделяющими меньшую западную часть озера, именуемую Малая Тунайча, от восточной – Большой Тунайчи, между мысами находится остров Птичий. Далее путь лежал так же вдоль южного берега озера, мимо мысов Ефрейторский и Лазо, через залив Обручева и мыс Лазарева, до устья реки Сережка. Пройдя на север вдоль восточного берега до впадения р. Ударница, группа повернула на запад, следуя вдоль полуострова Пузина. Справа остались мысы Коммунаров, Меньшикова, полуостров Бойля и мыс Дуркина. Затем по узкому перешейку полуострова Боян, лыжники перешли на лед лагунного озера Изменчивое, и вдоль побережья залива Мордвинова, минуя мыс Олега, прошли к селу Лесное. Далее следуя вдоль реки Очепуха, в месте, известном сахалинцам, как «Зарница», по названию закрытого в 1990-х годах пионерского лагеря, повернули в сторону Марковского перевала. Пройдя перевал, вдоль течения реки Хомутовка вышли в город в районе Хомутово. 120 километровый поход занял 6 дней и являлся спортивным походом 1 категории сложности в категории лыжный туризм. Спортивные лыжные походы по Сахалину не проводились довольно давно, и с момента возрождения Сахалинской маршрутно-квалификационной комиссии это первый лыжный поход, маршрутные документы на который рассматривала вышестоящая комиссия в городе Новосибирске.


Маршрут интересный и насыщен достопримечательностями. Само озеро Тунайча является памятником природы регионального значения. Названия географических объектов по пути похода: мысов, полуостровов, заливов, заставляют вспоминать различные события отечественной истории.

Мыс Макарова, названный в честь вдохновителя и организатора военно-морской обороны крепости Порт-Артур и прилежащей акватории вице-адмирала Степана Осиповича Макарова, непосредственно связан с событиями русско-японской войны. И как знать, как бы повернулись события войны, если бы не его трагическая гибель 31 марта 1904 года, на борту подорвавшегося на японской морской мине броненосца «Петропавловск»?


Мыс Лазо напоминает о Сергее Георгиевиче Лазо, приамурском партизане, трагически погибшем вместе со своими боевыми товарищами от рук, оккупировавших Приморье японцев.


Мысы Дуркина, Бауэра, Меньшикова, Фелицина, а так же и полуостров Бойля, названные фамилиями офицеров корвета «Баян» и его командира – капитан-лейтенанта Бойля Романа Романовича. Полуостров Боян и мыс Олега названы в честь кораблей: корвета «Баян» и фрегата «Олег». Полуостров Пузина по фамилии русского вице-адмирала Пузино Ореста Поликарповича – командующего отрядом русских военных судов в Тихом океане в 1875-77 гг. Все эти названия даны поручиком Фелициным Клавдием Дмитриевичем, исследовавшим район озер и проводившим сьемку их берегов в течение почти двух месяцев - со 2 июля по 28 августа 1876 года.


Интересна история формирования экспедиции русского флота к берегам Северной Америки 1876-1877 годов, другое название которой Вторая американская экспедиция. Экспедиция состояла из двух эскадр: Атлантической и Тихоокеанской. Тихоокеанская эскадра формировалась из состава отряда судов Тихого океана и Сибирской флотилии. Её и возглавил контр-адмирал Пузино, с 24 марта 1875 года назначенный командующим отрядом судов Тихого океана, и к моменту отправки экспедиции к берегам Северо-Американских Соединённых Штатов (САСШ) уже почти в течение двух лет, плавающий в дальневосточных водах.


В то время очередной раз ухудшились отношения между Великобританией и Российской Империей, грозя перейти в войну. Александр Второй утвердил предложение Морского Ведомства об отправке боеспособных сил флота к обоим побережьям САСШ, как это уже происходило во время Первой американской экспедиции в 1863-1864 гг.


В случае разрыва дипломатических отношений с Великобританией и началом открытых военных действий против России обе эскадры должны были приступить к крейсерским операциям на морских коммуникациях Великобритании. План действий Тихоокеанской эскадры разработал Орест Поликарпович. По его плану, с началом боевых действий, корабли эскадры с транспортом снабжения с запасом угля выдвигались к Ванкуверу и начинали его бомбардировку, чтобы «нанести возможный вред неприятельским учреждениям и уничтожить встреченные там военные и купеческие суда». После бомбардировки, эскадре предписывалось перейти к берегам Австралии и там разделиться. Клиперы уходили патрулировать восточное и юго-восточное побережья, «Баян» и «Горностай» вдоль западного побережья, а транспорт и шхуны шли к берегам Новой Гвинеи, Маршалловым и Соломоновым островам для организации снабжения эскадры и складов.


Формирование эскадр для действий на морских коммуникациях Великобритании и их отправка к берегам Америки, способствовало нормализации отношений между Россией и Великобританией и последняя не пошла на открытый конфликт, заявив о своём невмешательстве в русско-турецкие дела. Так как обстановка нормализовалась и отношения с Великобританией не грозили перейти в открытое противостояние, то в конце апреля эскадры были отозваны в Россию. Так, эскадры оставалась в САСШ около четырёх месяцев. Через 3 месяца с борта корвета «Баян» на Сахалине был высажен поручик Фелицин с 6 матросами, а 10 октября 1876 года после завершения работ их принял на борт клипер «Всадник». А в 1879 году корвет «Баян» убыл с Тихого океана на Балтику.


Главное же место, к которому шли лыжники – это устье реки Серёжка, где на месте гибели 4-й партизанской дружины под командованием штабс-капитана Бронислава Владиславовича Гротто-Слепиковского находится братская могила.

В 2019-2020 году участники похода участвовали в акции «Вершины Победы» - восхождению на высочайшие вершины районов области, посвященной 75-й годовщине победы над Германией и Японией и освобождению Южного Сахалина и Курильских островов. Но 2020 год, это не только юбилейные торжества Победы над фашистской Германией и милитаристской Японией. Это и 115-я годовщина завершения Русско-Японской войны и отторжения по ее итогам на 40 лет Южного Сахалина. Проигрыш Российской Империи в этой войне ни сколько не умаляет подвигов и самоотверженности русских солдат, матросов и офицеров, а в случае нашего острова и ополченцев, защищавших российскую землю от десанта оккупантов. Мероприятия акции «Вершины Победы» были довольно продолжительные по времени, поэтому не все памятные места, связанные с историей Русско-Японской войны удалось посетить, и тем самым отдать долг памяти защитникам Отечества. В ходе этого похода удалось восполнить этот пробел.


84 года место гибели отряда Гротто-Слепиковского было неизвестно. Но благодаря поисковой работе сахалинских энтузиастов-краеведов и прежде всего под руководством легендарного человека методиста центра детско-юношеского туризма действительного члена РГО Александра Сергеевича Челнокова, который к глубокому сожалению безвременно нас покинул, было обнаружено место последнего боя партизан и их останки. Так же стали понятны обстоятельства уничтожения отряда карателями, в том числе закапывание тяжелораненных, но живых ополченцев. 3 сентября 1989 года на месте гибели отряда проведено захоронение останков и установлен православный крест с памятной табличкой.

Так же на пути группы в районе села Лесное находились японские ДОТы, предназначенные для противодесантной обороны этого участка побережья силами 3-го батальона 306 полка 88 пехотной дивизии армии Японии в случае высадки на данном направлении американского морского десанта.


На северной окраине села Лесное находится памятная табличка двум сахалинским айнам, участникам японской экспедиции 1910 года, пытавшейся достичь Южного полюса под руководством Сирасэ Нобу. Для этой экспедиции здесь были взяты ездовые собаки, большая часть которых была брошена на Антарктическом континенте и обречены на голодную смерть.


От села Лесное в Южно-Сахалинск через Чеховский перевал проводится ежегодный лыжный марафон, памяти губернатора Игоря Павловича Фархутдинова. В этом году он проводился 6 марта, но за прошедшее время лыжню успело замести и движение не особо отличалось от снежной целины.

Погода за время похода не подвела – сильного снегопада, метелей и холодов не было. Интересно передвижение в условиях метели – нет ни земли, ни неба, не видна линия горизонта – и снизу и сверху снежно-белая пелена, а фигуры лыжников смотрятся как парящие в воздухе.


После двух снежных дней на одной из ночевок к палаткам вышла лиса. В большинстве своем лисы стараются украсть продукты или заинтересовавшие их вещи, но эта отличалась очень культурным поведением, вежливо выпрашивая угощение. Всю ночь провела возле палаток, с утра была накормлена еще раз, и немного пройдя за уходящей группой, исчезла в прибрежном лесу.

В поход планировалось выйти всемером, но у двоих не получилось участвовать в связи с работой. Из 5 пошедших в поход человек в группе было две девушки. Вечерние рассказы у костра были о стоянках каменного века и поселениях айнов, японских сезонных рыбалках и русских военных постах, истории названий и освоения территории района.


Что касается туризма, как спортивной дисциплины, то спортивный туризм был создан в нашей стране, как военно-прикладной вид спорта. Основная его цель – не столько преодоление естественных препятствий на маршруте, сколько приобретения навыка автономного существования в условиях природы и организации полноценного полевого быта и отдыха. То есть кроме умений передвигаться на местности, безопасно преодолевать снежные склоны, спуски, перевалы, необходим навык организации лагеря, разведения костра, приготовления пищи, обогрева и сушки снаряжения и многое другое. В связи с этим в спортивных походах различных категорий сложности установлена минимальный километраж и продолжительность в днях.


Спортивные походы, это командный вид спорта. Команды, выходящие в пеший или лыжный поход, должны состоять не менее чем из четырех человек. Одиночные походы регламентом не предусмотрены. И без взаимопомощи, без взаимного обучения и взаимовыручки туризм немыслим.


Сложного в этом виде спорта ничего нет, но некоторых он отпугивает спортивной дисциплиной. За десятилетия существования, как и в других видах спорта, сложился ряд правил, которые направленны, прежде всего, на безопасность участников. Поэтому маршрут спортивного похода заранее согласовывается с маршрутно-квалификационной комиссией, заполняется маршрутная книжка с планируемым маршрутом и графиком движения по нему. Группа в обязательном порядке ставится на контроль в поисково-спасательном отряде МЧС, куда и сообщают о выходе на маршрут, и его завершении, а так же при наличии связи, в ходе его прохождения. По завершению маршрута сдается отчет, в котором описывается, как преодолевался маршрут, советы и рекомендации последующим группам, для того, что бы на основании этого отчета другие туристы в дальнейшем планировали свои походы в описанной местности.

Некоторым это кажется сложно, громоздко, не нужно. Но на самом деле постановка на учет – это всего отправить список группы, место проведения и даты похода на сайт МЧС, а отчет не намного сложнее школьного сочинения. Самое главное, что благодаря такой организации походов, несчастные случаи со спортивными туристскими группами очень редки. А большинство случаев гибели туристов и розыска пропавших – это как раз «дикие» самодеятельные группы или одиночки. Много хороших слов можно посвятить нашему поисково-спасательному отряду имени Валерия Андреевича Полякова, которому в 2021 году исполнится 27 лет, но достаточно сказать, что укомплектован он грамотными специалистами, и в случае если группе туристов понадобится помощь, на поиск и эвакуацию будут направлены именно они, и постановка группы на контроль – это не просто упрощение им работы, а в ситуациях, когда счет идет на минуты – это возможно чья-то спасенная жизнь.

На Сахалине много опытных туристов, которые совершают свои походы вне рамок спортивного туризма, и это печально. И вопрос тут не в спортивных достижениях, разрядах и подобном. А в том, что теряется информация о походе и особенностях маршрута, в лучшем случае описанная на личных страницах в социальных сетях.

Ну и, конечно, заниматься туризмом, стоит не просто так, а изучая историю и географию местности, по которым проходит маршрут. Тем более регионов с таким богатым прошлым, каковыми являются наши острова.

Просмотров: 383