• rgosakhalin

В поисках горных озер

Константин Чепурный

Наступил октябрь. Золотая осень одевает леса в багряно-желтый убор, с темно-зелеными пятнами ели и пихты. Буйство красок, поникшее и пожухшее высокотравье, уже не так мешающее пешеходам, малая вода в речках, сытые медведи, наевшиеся рыбы и ягод – все это делает осеннее путешествие комфортным и относительно безопасным. И хотя в многодневном походе велика вероятность оказаться застигнутым дождем, это не большая беда. Наш город Южно-Сахалинск расположен в Сусунайской долине, зажатой между двух горных хребтов. И если долина освоена и населена, то когда-то эксплуатируемые для нужд лесной и угольной промышленности пространства прилегающих горных хребтов ныне брошены и только редкие села расположены между их отрогами. Завершить летний туристский сезон решили походом в Западно-Сахалинские горы, побывав на горных озерах, называемых Колдовскими, а так же поискать другие озера, расположенные среди вершин.

В составе группы в основном женщины, самых «не таежных» специальностей: воспитатели детского сада, работники библиотеки, педагогического колледжа. Всех объединяет любовь к природе и родному острову.

Маршрут начался из когда-то процветающего поселка угольщиков, а ныне села Быков. Село названо в честь командира 5-го отряда дружинников капитана Василия Петровича Быкова, героя русско-японской войны, чей отряд не сдался в плен, а в ходе боевых действий с боями добрался с юга Сахалина до Николаевска-на-Амуре.

В четырех километрах от села на реке Красноярка, правом притоке реки Найба, находится известная туристическая достопримечательность – Быковские пороги. На этом пороге в бурной весенней воде южно-сахалинский туристско-экологический клуб «Бумеранг» проводит тренировки спортсменов-водников. А в пяти километрах далее, на месте бывшего села Загорского, построенный в 1940 году школьный павильон-хоандэн начальной школы, когда-то существовавшего здесь до русского села, японского поселка.

После Загорского прошли брошенный угольный карьер. Отвалы породы там осыпаются, низины наполняются талой и дождевой водой, образуя карьерные озера. Одно из таких озер обошли, вспугнув парочку уток-крякв, прятавшихся в рогозе у берега. Далее путь лежал по давно заброшенной, сильно заросшей и заваленой буреломом, лесовозной дороге вдоль течения реки Завидская. К пяти часам вечера дошли до планируемого места ночевки, но решили до темноты пройти дальше. Перейдя вброд реку Рогуля, начали подъем на отроги Мицульского хребта. Дорога, густо заросшая бамбуком, частично размытая, вилась по водоразделу рек Рогули и Завидской. Солнце садилось за хребты, озаряя склоны вечерним светом и протягивая на восток длинные густые тени сопок. Иногда в просветах с восточной стороны были видны безымянные вершины за рекой Рогулей. Пройдя ещё три километра, встали лагерем на хребте. За водой для ужина и завтрака сотню метров до ручья добровольцу пришлось спускаться, а затем карабкаться по крутым, осыпным склонам. Наш палаточный лагерь поставили в районе бывшего лагеря лесорубов, о чем говорили обнаруженные неподалеку во время сбора хвороста для костра, стеклянные банки и бутылки, кроватные панцирные сетки, запасные части и фильтры от автомобилей и тракторов. Темнело. Поднявшийся сильный ветер, то открывал звездный полог, то затягивал его облаками.


В дебрях Мицульского хребта


Под утро ветер стих, солнце в безоблачном небе поднималось над хребтами. От дороги лежащей дальше, остались одни воспоминания: местами она густо заросла бамбучником, местами ольшаником и пихтовым подростом, ручьи вымыли водопропускные трубы и распадки зияли глубокими промоинами. Сильные ветра и тайфуны повалили крупные деревья, кое-где их ветви пропилены, а где-то приходилось пропиливать самим. Иногда удобней идти параллельно дороге, где подлесок не такой густой. Пройдёт еще десяток лет, и молоденькие пихты, высотой по колено, вырастут и поднимутся гораздо выше, и по дороге будет уже не пройти. Между тем поднялись на перевал высотой 490 метров, отделяющий поймы притоков реки Завидской - рек Сивой от Кривлянки, и начали спускаться к первой цели нашего путешествия.

На высоте 380 метров в верховьях притока реки Завидской – Кривлянки, в глубокой чаше сложной формы, образованной соседними склонами сопок, укрылось горное озеро. Забегая вперед, скажу, как единодушно решили, это самое красивое озеро, встреченное на пути. Желтые березы и бересклет, зеленые пихты и мертвые серые ели вплотную подступали к изумрудной воде. А если смотреть на озеро от кромки берега, то отраженное в воде небо делало его гладь то голубой, то синей. Максимальная длина озера 130, а ширина 70 метров.

На обед расположились на его берегу. Далее на юг от озера дорога была наезжена, и судя по следам – квадроциклами и мотоциклами, группу которых мы встретили дальше по пути. А дорога набирала высоту лесовозными серпантинами. Кое-где смытые ручьями мосты обходились длинными петлями по параллельным волокам. Иногда попадались следы былых заготовок леса: катки, траки и части кабин трелевочных тракторов ТДТ-55, обрывки тросов, чокеров, автошины, запчасти.


Холмское семиозерье


Тем временем группа приближалась к главной цели путешествия – каскаду горных озер, расположенных на высоте 400-450 м над уровнем моря на водоразделе рек Лютога, Тиобут и Завидская, прозванных в народе Колдовскими. Расположены они вытянутой с севера на юг цепочкой, по течению правого притока реки Тиобут. По происхождению озера являются завально-запрудными. Отделены они друг от друга грунтовыми валами, и в мае-июне их семь, но некоторые из них сезонные. Летом, особенно, таким жарким как это, некоторые из них пересыхают. В этот раз наполненные водой были первое, пятое и шестое, считая с севера.

Самое северное озеро называют Черемшовым, из-за обилия растущей по его берегам черемши. Следующие три в этот раз были пересохшие, и о том, что это были озера, напоминали лишь характерные углубления, болотная растительность, да насыщенная водой почва.

Главное озеро в этом каскаде находится на высоте 428 метров над уровнем моря. Оно имеет овальную форму и вытянулось с северо-востока на юго-запад. Наибольшая его длина 290 метров, а ширина 130.

На северном берегу этого озера поставили лагерь. В костре трещали еловые ветки, дым поднимался не высоко и тянулся над озером. На вечерней зорьке на водную гладь парочками и стайками опускались утки, по берегам свистели рябчики, а над южным берегом поднялся серп растущей луны.

Изначально планировали остановиться у озер на день, что бы можно было не спеша обойти окрестности. Но прогнозировалась неблагоприятная погода: дождь, усиливающийся к вечеру, и ветер до 30 м/с. Поэтому решили у озер не останавливаться, и выйти с утра, что бы успеть пройти узкую долину правого притока Тиобута и не оказаться в ней во время прогнозируемой непогоды в случае резкого подъема воды. Тропы и дороги закончились, и дальше был только нехоженый лес. Озеро обходили по крутому склону. По урезу воды идти опасно, так как глубина начинается сразу от берега.

А на дальнем берегу озера ожидал сюрприз. Когда группа выходила на южный берег, один из участников заметил человеческую фигуру на месте, где был лагерь. Первой мыслью было, что возможно кто-то из членов группы отстал, но группа шла плотно, и всегда на маршруте контролировали друг друга. Оказалось, что это к одной из участниц спешил почитатель со сладким сюрпризом. Вечером он максимально возможно подъехал на машине, а рано утром затемно вышел, что бы нагнать группу. С собой он нес непривычное для леса угощение – сладкий торт. Остановившись на чай с тортом, узнали последние новости. Больше всего интересовал прогноз погоды, но все оставалось по-прежнему. Все же было приятное - ветер ожидался слабее, чем прогнозировали раньше. Простившись, пошли дальше. Сразу же за очередным увалом было шестое озеро – узкое, как лезвие, шириной около 20 метров, оно вытянулось на 150 метров на северо-восток. Седьмое же озеро было пересохшее.


Через тайфун


От озера склон понижался, и около километра шли через ветровал в густых зарослях курильского бамбука. Дальше спустились в узкий ручей с крутыми осыпными склонами, иногда перегороженный обвалившимися вместе с корнями и дерном деревьями. Затем достаточно полноводный ручей исчез, оставив сухое русло, и появился снова через полкилометра. Тут он разлился в глубокое озеро с ярко-зелеными бархатистыми водорослями на дне. К обеду вышли к его впадению в реку Тиобут. В это время начался дождь. К вечеру, перейдя Тиобут вброд около двадцати раз, дошли до впадения правого притока – ручья Изумруд, где и расположились на ночлег. Жаль не встретился на пути крепкий хвойный околок, в котором не страшен никакой дождь, и в любую погоду можно найти хорошие сухие дрова. Промокшая ольха и ива под проливным дождем горели плохо. Дождь и ветер усиливались. Приготовив ужин, изрядно промокшие, разошлись по палаткам.

Под утро дождь прекратился, но как только вышли – начался снова. К радости группы, опасения, что он перейдет в нудный продолжительный обложной дождь не оправдались. Крепкий ветер раздул облака, очистив небо, и вышло солнце, сопровождавшее нас все последующие дни.

Тем временем Тиобут принял серьезный левый приток из слившихся рек Светлая и Вишневая, которые превратили его в сильную крупную реку. До впадения этого притока перешли Тиобут вброд еще десяток раз, и до выхода к селу Ожидаево оставалось четыре крупных брода. Идти стало легче, так как появилась хоть и брошенная, но все же дорога. Местами много больших луж во всю ширину дороги, обочины которой поросли бамбуком. В местах пересечения мелких ручьев, дорога размыта, поддорожные трубы забиты мусором и смыты водой. Иногда по дороге попадались «голубые слезы Карафуто», осколки японской посуды, с узнаваемыми узорами синего цвета.

Оставшиеся броды были довольно серьезные, глубокие, тугое течение которых мешало двигаться. Добавил воды реке и прошедший ливень. Но большую проблему на двух из четырех переправах представляла скальное основание на дне, покрытое скользкими водорослями. Переправлялись, страхуя друг друга. Иногда вода затекала в болотные сапоги, но, к счастью, никто не поскользнулся, не упал в воду и ничего не выронил в стремительную воду. Две оставшиеся переправы были шире и глубже, но дно, сложенное камнями, не было скользким. Их переходили шеренгой, без особых проблем. На месте последней переправы раньше был деревянный мост. На дорогу от села Чистоводное вышли в районе где когда-то находился пионерский лагерь «Звездочка», в котором некоторые участники были пионервожатыми. Появилась сотовая связь, хоть без интернета, но давшая возможность позвонить и сообщить родным, что все хорошо и сложную часть маршрута уже прошли . В месте впадения одного из притоков в реку Ожидаевская встали на ночевку. А ночью ждал неприятный сюрприз – теплые ночи закончились, и температура опустилась ниже нуля. Оставшийся в котелке чай подернулся тонкой ледяной коркой, палатки покрылись изморозью, а трава инеем.

Далее к Южно-Сахалинску шли по полотну железной дороги. Движение по линии Южно-Сахалинск - Холмск (перегон Новодеревенская - Чертов мост) было окончательно закрыто приказом МПС РФ 4 сентября 1996 г. С тех пор рельсы сняли, часть мостов демонтировали охотники за черным металлом, дорога постепенно приходит в упадок. Первые два моста японской постройки от Ожидаево демонтированы, и реку переходили вброд, но после бродов через Тиобут даже не обратили на это внимания. Дальше мосты были советской постройки, железобетонные, и поэтому не тронутые. Вдоль железной дороги было три живописных озерца, в глубокой неподвижной синеве которых отражались белоствольные березки, стоящие на противоположном берегу. А нам предстояло осмотреть еще одно озеро, на правом притоке реки Ожидаевской, в четырехстах метрах от дороги, которое оказалось пересохшим.

Далее по дороге справа от путей установлена стела, в форме пятиугольника, поддерживаемого двумя восходящими от земли лучами, когда-то разграничивающая Холмскую и Южно-Сахалинскую дистанции пути.


Следы былой трагедии


В этот день посетили еще одно памятное место неподалеку от железной дороги. В районе станции Перевал на северных склонах безымянной вершины высотой 616,0 м, находящейся севернее горы Кировская, лежат части пассажирского самолета Ил-18В. Самолет, следовавшим рейсом 721 по маршруту Москва – Красноярск – Хабаровск – Южно-Сахалинск разбился 2 сентября 1964 года, столкнувшись со склоном горы. Погибли девять членов экипажа и 78 из 84 пассажиров. По выводам комиссии, расследовавшей данное авиационное происшествие, причиной катастрофы явилось преждевременное снижение ниже безопасной высоты в горной местности из-за ошибки экипажа в определении своего местонахождения в визуальном полете ночью в нарушение установленных в районе аэропорта Южно-Сахалинска правил полета, а также из-за неправильного восприятия нечетких и неуместных указаний диспетчера.

10 октября 2012 года туристы из города Холмск посетили место давней катастрофы, а 20 октября на месте падения самолета совместно с Южно-Сахалинской епархией, установили православный крест с памятной табличкой о той давней трагедии.

Отдав дань памяти погибшим, группа двинулась дальше.

На берегу Ожидаевской остановились на последнюю ночевку. Настроение, после посещения места катастрофы было подавленное. Сквозь тихое журчание речки, с темнеющего закатного неба иногда доносилось курлыканье летящих на юг клиньев лебедей. Как заметила одна из участниц, что так же они курлыкали, пролетая на север над катамаранами в начале открытия летнего сезона традиционным сплавом по реке Лютога в конце апреля.


Вулкан и тоннели


Ночью температура опять упала ниже нуля. Снова холодное дыхание поздней осени, побелевшие стебли травы, пока еще тонкий ледок на лужах.

В этот день предстояло пройти девять тоннелей, включая самый длинный на линии Южно-Сахалинск – Холмск, длиной 870 метров.

На участке пути вблизи бывшей станции Перевал открылся живописный вид на Сусунайскую долину. Сохранившуюся часть здания станции своими силами восстанавливают неравнодушные граждане области. Пятый тоннель, если считать от Южно-Сахалинска, двойной. Южнее когда-то действующего тоннеля, находится еще один, с полузасыпанным восточным входом.

И, конечно, не могли не посетить одну из интереснейших и уникальных достопримечательностей – Южно-Сахалинский грязевой вулкан. Неподалеку от вулкана, установлены информационные щиты с его описанием.

Поле грязевого вулкана с 1983 года является геологическимпамятником природы регионального значения. По полю, практически лишенному растительности, в сухую погоду представляющему собой серую растрескавшуюся пустошь, разбросаны точки активности – грифоны, – небольшие, приподнятые над поверхностью на 30-50 сантиметров, периодически побулькивающие, конусы, истекающие жидкой, липкой и холодной светло-серой грязью.

Иногда грязевой вулкан проявляет сильную активность: грязевые фонтаны во время извержений взлетают на высоту до 20 метров. По информации на стенде подобные извержения были в 1959, 2002 и 2011 годах.

От поворота на вулкан совсем немного оставалось до платформы Новодеревенская. Когда появилась устойчивая связь, сняли группу с контроля в областном управлении МЧС, где всегда готовы прийти на помощь в случае нештатной ситуации.

Шесть дней похода пролетели как один. Многие заметили, как неожиданно быстро пролетело время, а впереди была работа, город, дети, внуки. Поход оставил о себе только приятные воспоминания, фотографии красивой природы и легкую нотку осенней грусти, с ожиданием следующего выхода.




Фотографии можно скачать по ссылке:

https://cloud.mail.ru/stock/hScCmMtFMzjHtGAPWJ2C2wTN

Просмотров: 161