• rgosakhalin

Дорогами Чехова: от Николаевска-на-Амуре до Александровска-Сахалинского

В.А. Равдугин - педагог муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Центр детского творчества «Радуга», член Сахалинского отделения РГО

Фотограф - В.А. Равдугин


Владимир Равдугин ведет активный туристический образ жизни с детства. В 2021 году 60-летний житель Александровска-Сахалинского совершил велопутешествие из Ялты на Сахалин. Идея повторить маршрут Антона Чехова (правда, Чехов ехал из Москвы) появилась у Владимира Равдугина много лет назад…

***

«А еще жизнь хороша тем, что можно путешествовать»- эти слова знаменитого русского путешественника Н.М. Пржевальского полностью соответствуют внутренним струнам моей души. Люблю ветер странствий, ветер настоящей свободы! Мне в полной мере довелось ощутить дыхание этого ветра в прошедшем 2021 году, когда на велосипеде я проехал от Крыма до Сахалина по пути, которым прошел великий русский писатель Антон Павлович Чехов.

В данном очерке я поделюсь своими впечатлениями о заключительном участке чеховского пути: от Николаевска до поста Александровского. Антон Павлович прошел этот путь по морю, я же - по материковому берегу Татарского пролива, через пролив, а дальше по северным дорогам Сахалина…

Книга А.П.Чехова «Остров Сахалин» начинается словами: «5 июля 1890 года я прибыл на пароходе в г. Николаевск, один из самых восточных пунктов нашего отечества».Впечатления Чехова о Николаевске не очень радужные и это неудивительно. В тот период город, бывший первоначально крупнейшим портом России на Дальнем Востоке и административным центром образованной в 1856 году Приморской области в составе Восточно-Сибирской губернии, переживал не самые лучшие времена, связанные с тем, что с 70-х годов XIX века центр российского влияния на Дальнем Востоке сместился на юг - во Владивосток и в Хабаровку (ныне - г. Хабаровск). В Николаевске, где не было гостиницы,Антон Павлович проживал на пароходе «Байкал», на котором 8 июля 1890 года отправился на остров Сахалин, в пост Александровский.

Местный краевед Александр Кудрин в своем очерке «Ошибка Антона Чехова», опубликованном сборнике «Годы и друзья старого Николаевска» (Хабаровск, 2017 год), утверждает, что Чехов прибыл в Николаевск не 5 июля, а 3 июля 1890 года, то есть на 2 дня раньше срока, указанного писателем в своей книге. В доказательство этому приводится копия открытого письма, отправленного Чеховым из Николаевска 3 июля 1890 года. В общем, можно считать, что Чехов пробыл в Николаевске пять дней с 3 по 8 июля 1890 года.

Я же пробыл в Николаевске-на Амуре 3 дня, с 18 сентября и по 20 сентября 2021 года.

Находясь здесь, испытываешь особое чувство сопричастности к нашей великой истории. Николаевск - это город Невельского, Муравьева-Амурского, Бошняка, и многих других первооткрывателей наших восточных рубежей. Именно из этого города в августе 1861 года ушел в плавание клиппер «Гайдамак» и случилась драма у поста Дуэ, в которой участвовал священник Иннокентий Вениаминов, будущий митрополит Московский, впоследствии названный апостолом северных народов и причисленный к лику святых православной церкви. Здесь провел свои юные годы и стал настоящим каюром наш земляк Дмитрий Гирёв, будущий участник антарктической экспедиции Роберта Скотта в 1911 году.

Такое чувство, что Николаевск - старший брат нашему Александровску! Многое нас связывает. Ведь с 1914 года и по 1920 год Николаевск был столицей вновь образованной Сахалинской области. Николаевск и сегодня чем-то напоминает наш город. Как и у нас, здесь на центральной площади стоят гостиница и дом культуры, рядом-библиотека. Как и у нас,недавно построены сквер, обустроена набережная, строится новая районная больница. Ну и проблемы такие же, как и у нас: крах экономики в лихие девяностые, отток населения, работа по вахтам, жизнь за счет даров моря и Амура-Батюшки. В отличие от нас, здесь еще сохранились порт, рыбозавод и несколько золотых приисков, где, наряду с «социалкой», работают местные жители. Флагманом здесь был судостроительный завод с огромным доком, который сегодня «лежит на лопатках» и ждет своего лучшего часа.

За два дня я вдоволь нагулялся по николаевским улицам, посидел в сквере у обелиска основателю города Г.И.Невельскому, который стоит здесь с 1915 года, побывал в музее, в порту у пристани, от которой Чехов в июле 1890 года отправился к берегам Сахалина.

Устье Амура бескрайне и бесконечно!

21 сентября 2021 года совсем рядом с чеховской пристанью я сел на паром через Амур и отправился дальше… на Сахалин. После 6-километровой паромной переправы мой путь проходил по совершенно разбитой грунтовой автодороге от Николаевска до Де-Кастри, куда я прибыл в этот же день на попутке. Де-Кастри -самая удобная бухта на севере Татарского пролива. Эту бухту впервые обнаружили в 1787 году участники экспедиции французского мореплавателя Лаперуза.В честь этого события на берегу у поселка установлена мемориальная доска в небольшом и, к сожалению, неухоженном скверике. Сегодня порт Де-Кастри является важным объектом транспортной инфраструктуры по доставке сахалинской нефти по проекту Сахалин-1. В поселке, несмотря на некоторую неухоженность, чувствуется жизнь: на рейде порта виден нефтяной терминал, стоят на погрузке танкеры, в порту отгружается лес. Жилые дома, школа, больница- все находится в добротных кирпичных зданиях. Для отдыха в поселке имеется приличный дом культуры и три кафе, что чрезвычайно меня удивило. В общем, Де-Кастри жив и будет жить дальше.

Чехов провел в Де-Кастри последнюю ночь перед прибытием на Сахалин, с 9 на 10 июля 1890 года.

От Де-Кастри дальше я еду своим ходом вдоль нитки нефтепровода по отсыпанной крупным гравием и совершенно неухоженной технологической дороге. Проехав за два дня 110 километров, встретив на своем пути лишь два совершенно маленьких таежных села Виданово и Нигирь, которые чем-то похожи на наши сёла Виахту или Мангидай, наконец достигаю конечной точки своего пути на материке - поселка Лазарев. Спасибо моему крепышу-велосипеду, что доехал! Впереди виден родной берег Сахалина. Я почти дома!

Поселок Лазарев назван в честь выдающегося мореплавателя адмирала М.П. Лазарева, основан в 1849 году. Вся его история связана с морем. Морской порт, леспромхоз, рыбозавод, нефтебаза - предприятия, которые некогда служили основой благополучия поселка, сегодня пришли в упадок. Лишь нефтяная отрасль, да еще «социалка» дают работу частижителей поселка.

Лазарев живет трудно, но природа здесь великолепная! Высокая, скалистая оконечность мыса, у которой приютился поселок поражают своей красотой. Люди очень приветливые, добросердечные, с широкой душой, что неудивительно - ведь они живут на просторе ив таком живописном месте. Хотелось побыть здесь подольше, но спустя два дня, дождавшись тихой погоды, 25 сентября я вышел на моторной лодке к сахалинскому берегу. Перевезти меня любезно согласились работники метеостанции с мыса Погиби. Пройдя на лодке за 20 минут 7 километров по неспокойным водам пролива Невельского, я оказался на Сахалине!

Я дома!

21 просмотр

Недавние посты

Смотреть все

Просветительский проект «Крузенштерн. Вокруг света» открыт в Литературно-художественном музее книги А. П. Чехова «Остров Сахалин». Проект посвящен русскому мореплавателю, исследователю и первооткрыват

До 21 октября 2022 года включительно на сайте dictant.rgo.ru продолжается регистрация площадок просветительской акции РГО «Географический диктант». На сегодняшний день количество зарегистрированных пл