- rgosakhalin
Ледяное дыхание Алтайских гор
Обновлено: 28 нояб. 2021 г.
Константин Чепурный
Горный Алтай, альплагерь Актру, ноябрь 2021
Неожиданные выходные
20 октября 2021 года был опубликован Указ Президента «Об установлении на территории Российской Федерации нерабочих дней в октябре – ноябре 2021 г.», в соответствии с которым в целях недопущения дальнейшего распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) с 30 октября по 7 ноября были установлены нерабочие дни.
Сахалинские альпинисты решили провести неожиданно объявленные выходные с пользой, и поучаствовать в ноябрьской альпиниаде, проводимой Новосибирской федерацией скалолазания и альпинизма в альпинистском лагере Актру на Алтае. Да и авиакомпания «Сибирь» объявила скидки на перелёты, и билет до Новосибирска и обратно обошёлся чуть больше 20 тысяч рублей.
Альпинистские сборы начинались на четыре дня раньше, но к отпуску всегда можно прибавить дополнительные дни отдыха, предоставляемые донору крови, которыми являлись участники сборов. Актру – один из ближайших и доступных стационарных альплагерей для сахалинцев.
Дорога в горы
26 октября самолет оторвался от полосы аэропорта Хомутово и взял курс на Новосибирск. Заставила поволноваться четырехчасовая задержка рейса, но, как оказалось, на рейсе этого направления она довольно обычна и связана с задержкой вылета рейса из аэропорта Толмачево города Новосибирска. Рейс задерживают в ожидании стыковочного рейса из среднеазиатской республики, чьи жители составляют от половины до двух третей загрузки рейса на Сахалин. Также, двухчасовая задержка была при вылете по обратному маршруту. Из-за задержки рейса посмотреть город не удалось, не считая короткой прогулки по набережной Оби.
В Новосибирске альпинисты приехавшие на сборы собирались в центре туризма и альпинизма городского гражданско-патриотического центра. В основном были представители Сибири и Дальнего Востока. Среди дальневосточников были приморцы, сахалинцы, хабаровчане, несколько человек приехали даже с Чукотки. Наконец в 20 часов участники погрузились в высокий комфортабельный автобус и выехали в село Курай Кош-Агачского района республики Алтай. Путь до села, протяженностью 825 километров, лежал по территории Новосибирской области, Алтайского края и республики Алтай. Это не просто дорога – это всемирно известный Чуйский тракт – как его называют «самая живописная дорога России». Дороге посвящен музей, расположенный в городе Бийск. До конечной точки дорога проходила два известных перевала – Семинский, высотой 1717 метров, на котором установлена стела в честь двухсотлетия добровольного вхождения алтайского народа в состав Российской империи, и Чике-Таман, высотой 1295 метров. Оба перевала являются памятниками природы. Первый - государственного значения, второй - республики Алтай.
Наконец, к 14.30 приехали на центральную площадь села Курай. Село располагается на высоте полутора километров над уровнем моря. Желтела Курайская степь, темно-коричневые вершины Курайского хребта на севере были лишь слегка подернуты белизной сверху, а на юге ярко белели, укутанные плотным снегом вершины Северо-Чуйского хребта.
Когда-то в селе была Курайская геологоразведочная экспедиция, чьи поисковые партии занимались разведкой месторождений киновари и других полезных ископаемых, крупный колхоз «Имени XXI съезда КПСС» и другие производства. У животноводов колхоза, например, в 1980 году на 54 стоянках зимовало 19588 овец, 5044 козы, 829 коров, 1278 сарлыков (местное название домашних яков), 560 лошадей, 102 верблюда. Но по стране прошла перестройка, а за ней 1990-е… От геологоразведчиков осталось только название улицы «Геологическая». Усилиями местных жителей в районе разводятся козы, овцы, коровы, но количество поголовья не сопоставимо с былым. С работой сложно, поэтому перевозка туристов для многих является возможностью заработать.
К 15 часам появились два ЗИЛа-131 – когда-то армейские, а ныне списанные машины технического обслуживания с закрытым кузовом. Альпинисты разместились в них и в 15.00 выехали в лагерь. Ломая колесами лед, проскальзывая на обледеневших берегах, машины благополучно форсировали реку Чуя и ее притоки, пересекли выпасы и втянулись в горную долину реки Актру. Перед ущельем водители надели на колёса цепи противоскольжения, проверили лебёдки и двинулись дальше. Проложенную геологоразведкой ещё в советское время дорогу к пилораме, на которой разделывали хлысты на крепи для разведштолен и фундамент которой ещё сохранился, никто не ремонтирует и не отсыпает. 24 километра до лагеря преодолели за два часа.
Альплагерь
Альплагерь расположен в долине реки Актру, на высоте 2150 метров над уровнем моря, неподалеку от верхней границы леса. В долине встречаются участки возрастных кедровых лесов, возрастом свыше пятисот лет.
Река уже была скована льдом, но не промёрзла до дна и ее быстрое течение выбивалось наверх, образуя обширные наледи.
В километре выше по течению долину закрывает гора Караташ («Черный камень»), высотой 3534 м, являющаяся одной из «визитных карточек» Горного Алтая. Перед горой долина раздваивается - справа идёт сама река Актру, берущая начало у подножия одноимённой горы, в леднике, который когда-то был единым и назывался Большой Актру, а слева - её приток, в верховьях которого находится ледник Малый Актру. (Название Актру переводится с алтайского как «белый дом»).
Сейчас ледник Большой Актру разделен на два – Левый и Правый Актру. В районе ледника Левый Актру, на высоте 2820 метров, находится Голубое озеро на берегу которого приютился домик гляциологов. Гора Актру, высотой 4044,4 м – вторая по величине вершина Северо-Чуйского хребта после горы Маашей-Баш, высотой 4173 м.
Первооткрыватель бассейна реки Актру – профессор Томского Императорского университета, заведующий кафедрой ботаники Василий Васильевич Сапожников (1861-1924).
А альплагерь обязан своим рождением выдающемуся советскому исследователю, профессору кафедры метеорологии и климатологии Томского государственного университета (ТГУ), доктору географических наук (1949) Михаилу Владимировичу Тронову (1892-1978). Именно он впервые вместе с братом Борисом взошёл на самую высокую точку Алтая Белуху 4506 м в 1914 году. Братьев считают основателями альпинизма в Сибири.
В конце 1930-х годов начал работу альпинистский лагерь, подготовив много альпинистов, но война надолго прервала его историю. Возобновил он свою работу только в 1953 году. Лагерь подготовил тысячи альпинистов, был он и научным полигоном для студентов ТГУ, но в 1990-е всё это пришло в упадок, и только в 1997 году работа альплагеря была восстановлена.
Сейчас альплагерь Актру укомплектован очень серьёзным инструкторским составом - участниками, ставших легендарными восхождений, некоторые из которых получили звание Мастер Спорта ещё в СССР. Сергеев Виктор Платонович, Макаров Олег Николаевич, Соколов Глеб Анатольевич - всемирно известные альпинисты: у кого-то свыше 60 восхождений на семи- и восьмитысячники, кто-то - участник первых сложнейших восхождений на такие вершины как Эверест, Лхоцзе, К2, Макалу и другие.
К сожалению, из-за кажущейся доступности восхождений на серьёзные горы, обилия коммерческих предложений и гонкой за красивыми фото для соцсетей в горы идут совершенно неподготовленные к восхождениям, да и просто к нахождению в высокогорной зоне, люди. Некоторые считают – зачем учёба, зачёты, знания, акклиматизация, когда всё это заменяется деньгами, за которые максимально близко подвезут к вершине, на восхождении дадут глотнуть кислорода, инструктор проведёт по сложным местам, обеспечив безопасность. На практике выясняется, что это совсем не так и недавняя трагедия на Эльбрусе тому подтверждение. Здесь же об этом напоминают: камень с памятными табличками на впадении в реку Актру её правого притока, мемориальные плиты на скалах у Голубого озера, ледоруб с табличкой на перевале Контейнер. Причины разные: лавины, камнепады, срывы, замёрзшие в августе… А вывод один: собственные знания и навыки действия в экстремальной ситуации заменить нечем.
Суровые учебные будни
Наше знакомство с лагерем началось с построения и развода по местам размещения. На следующий день, после утреннего построения, команд «Равняйсь!», «Смирно!», личный состав лагерного сбора отправили на медицинский осмотр и сдачу зачётов на соответствие заявленному уровню подготовки. После зачётов в учебных отделениях количество людей уменьшилось. Затем было несколько дней учебных занятий по скальной, ледовой и снежной подготовке, оказанию первой помощи, транспортировке пострадавших. На занятиях повторяли навыки вкручивания ледобуров, передвижения в кошках по ледникам и снегу, самостраховке при срывах, забиванию скальных крючьев и другие необходимые умения. И только после уверенности инструкторского состава в твердых знаниях личного состава учебных отделений начались восхождения на вершины.
Но погода внесла свои коррективы. В связи с удалённостью вершин от лагеря, подъёмы были в четыре утра. Далее, при свете фонариков, выход к вершинам. С собой выдавали паёк: сало, баранки, леденцы. К рассвету подходили к месту начала восхождения. Во время первых выходов, с рассветом, к 9 утра, на первом сеансе связи выяснялось, что в высокогорной зоне крепкий ветер и ответственный за безопасность отменял восхождения, возвращая группы в лагерь. Всё же первого ноября каждому учебному отделению удалось взойти на вершину. Одни сахалинцы взошли на вершину Купол Трех Озёр, другие на гору Юбилейная.
После этого в горах началась пурга. В это время донеслись тревожные прогнозы, что после пурги ожидается падение температуры до 40 градусов ниже нуля. Таких температур в первых числах ноября многие не ожидали, и некоторые заказывали эвакуацию из лагеря высокопроходимыми машинами по ценам, сопоставимым с ценой авиабилета. Сахалинцам делать было нечего, так как обратные билеты были только из далёкого Новосибирска, и оставалось только ждать у печки, запасшись дровами. И вот пришли холода. До -40 температура все же не дотянула пару градусов, опустившись до -38. А до окончания сборов оставалось всего три дня. В четыре утра альпинисты, накануне вечером пройдя уже привычный медосмотр, снова поднимались на штурм вершин. Было уже значительно теплее: -25. Шапки, под касками превращались в белые островерхие шлемы, воротники схватывало изморозью и льдом от дыхания. Но следующей проблемой был наметённый пургой глубокий снег, укутавший подходы к вершинам. В снегу тонули, где по колено, а где по пояс. Хриплое срывающееся дыхание, пересохшие глотки, растрескавшиеся губы, обветренные щёки и носы… Отделения упорно продвигались к своим вершинам. Уже близко были «ключи» на предвершинных взлётах: ключевые участки технической работы, на которых надо было проходить ледовые или скальные участки, вкручивать буры, забивать якоря и крючья, организовывать страховку. Взошедшее солнце воздух не согрело, и слепило глаза, как своим золотым шаром, так и искрящимся белоснежным покрывалом гор. Ветер так и не стих, швыряя в лицо пригоршни колючего снега. На покоренных вершинах уже не было радости. Все мысли были о том, куда мы выйдем к темноте и что ожидает при неверном свете фонариков? Хорошо если будет тропа ранее спустившихся с соседних вершин. А если на пути засыпанные трещины ледников? Огромные валуны, глубокие провалы между которых лишь слегка прикрыл снег?
В голове крутились строки, рожденные в мае в Саянах:
На саянской вершине стоим
Руки жгут ледяные перчатки,
Сзади строчка глубоких ям,
Это наши в снегу отпечатки.
Позади остался ледник,
Исцарапанный зубьями кошек,
Ломит зубы от мерзлых конфет,
Как вернёмся, заварим "дошик"
От дыхания "борода"
Закурчавилась снегом на маске,
Ледоруб примерзает к рукам,
И дубеет верёвка в связке
Там в долине глубокий снег,
Там костёр и горячий чайник,
Ну а здесь на хребте метёт,
Из-под снега чернеет скальник
Пробирает сквозь шапку мороз,
Льдом застыли капельки пота,
Часто здесь не видать красот...
Ох, собачья в горах работа!
Все группы вернулись благополучно. Как выяснилось, всё время, пока в горах бушевал буран, и когда была низкая температура, в высокогорной зоне находились группы спецподразделений силовых ведомств, выполнявшие свои учебно-боевые задачи.
На следующий день было завершение сборов. Посвящали в альпинисты тех, кто впервые прошел обучение и вершину сложности 1Б, заполняли книжки альпинистов, делились фотографиями и планами на будущее.
Мощные ЗИЛы, вгрызаясь цепями в лед и снежный накат, натужно ревели на перевалах, возвращаясь в Курай. 16 часов дороги и обратный ночной рейс из Новосибирска.
Остались позади островерхие горы, трескучие морозы, тысячелетние ледники и глубокие сугробы. А впереди встречал теплой и дождливой осенью Сахалин.



