• rgosakhalin

Люби и знай свой родной край

Нам всегда кажется, что о своей малой родине мы знаем всё или почти всё. Однако наши дети мало знакомы с памятными местами родного края.

Изучение краеведения в школе является одним из основных источников обогащения учащихся знаниями о родном крае, воспитания любви к нему, формирования гражданских позиций и навыков. Оно играет существенную педагогическую роль в нравственном, эстетическом, трудовом, политическом воспитании, является интегрирующим звеном между учебной и воспитательной деятельностью школы и обеспечивает межпредметные связи.

Сегодня ни один предмет в учебном плане не обходится без включения в него элементов краеведения. И это понятно, так как каждому человеку, каждому народу надо осознавать себя и своё место в мире природы, среди других людей, среди других народов, а это невозможно без знания истории, без изучения культуры, обычаев и традиций своей Родины. Каждый человек связан с прошлым, настоящим и будущим своей страны, поэтому необходимо, чтобы дети хорошо знали свои истоки, историю, культуру своего края.

Одной из главных ступеней духовно-нравственного развития ребёнка, определённых в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» является «осознанное принятие обучающимся традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни его родного села, города, района, области, края. Здесь наполняются конкретным, чувственно-выразительным содержанием через семью, родственников, друзей, школу, природную среду и социальное окружение такие понятия, как «малая Родина», «Отечество», «родная земля», «моя семья и род», «мой дом».

С целью воспитания гражданина России, патриота своей малой родины, знающего, любящего свой родной край, почитающего его традиции, испытывающего гордость за вклад своей малой родины в жизнь огромного государства в школе с. Малиновка на постоянной основе действует «Краеведческий лекторий» и ведётся внеурочная работа среди школьников по программе «Хранители истории».


​5 сентября в России отмечался день Байкала, а 7 сентября 2021 МКОУ СОШ с. Малиновка приняла участие в акции «Поделись знанием». Перед школьниками и учителями с лекцией об озере Байкал выступила Шулунова Стелла Викторовна, действительный член Сахалинского отделения Русского географического общества. Тема лекции была выбрана не случайно. Экологическое состояние самого большого пресноводного озера на планете вызывает большую тревогу у российских и международных экологических организаций, поэтому экологическое просвещение школьников одна из важных задач школы. Байкальская вода содержит мало растворенных и взвешенных веществ, поэтому ее прозрачность превосходит все озерные водоемы мира и приближается к прозрачности вод океанов. Ученики и взрослые получили визуальное представление об озере Байкал, познакомились с уникальными особенностями необычного творения природы, легендами, геологией, уникальным животным миром, размышляли о том, как человечество использует природные ресурсы и откуда берется мусор. В конце лекции было сказано о том, что необходимо сохранить чистоту в каждом уголке земли, рационально и бережно использовать богатства природы и не разрушить среду своего обитания. Тема вызвала слушателей неподдельный интерес, были заданы вопросы и получены ответы.


В октябре-ноябре 2021 г. в здании школы ученики, работники школы и родители познакомились с биографией и работами Горбунова Сергея Вячеславовича, известного краеведа, путешественника, археолога. Основные сюжеты его работ - море и окружающая природа. Каждый рисунок отличается особой самобытностью. За время работы выставки "Человек, влюблённый в Сахалин" каждый желающий смог познакомиться с представленными экспонатами. Эта выставка состоялась благодаря сотрудничеству с МБУК «Поронайский краеведческий музей».


У школьников формируется активная гражданская позиция, чувство любви к Родине, к её историческому прошлому и культурному наследию, устойчивый интерес к истории своей семьи, малой Родины, уважительное и бережное отношение к землякам к памятникам архитектуры и искусства, к природе родного края, умения сопереживать, поддерживать и помогать друг другу, умения оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей; интерес к познанию, стремление к самовыражению и самореализации, инициативности и творчества в труде, организованность, пунктуальность и требовательность к себе.


5 марта 2021 г. в музейном уголке школы прошел урок о Русско-японской войне 1904-1905 гг. Мероприятие было посвящено 175-летию Русского географического общества и содействовало задачам воспитания учащихся в духе патриотизма, гордости за совершенные подвиги, уважения к своему Отечеству. Урок провела Стелла Викторовна Шулунова, член РГО. Она познакомила учеников с основными направлениями внешней политики России в начале XX века, подвела их к пониманию причин, хода военных действий Русско-японской войны. Никифоров Даниил проанализировал французскую карикатуру 1890-х годов «Раздел Китая европейскими державами и Японией». Учащиеся отметили, что карикатура ярко демонстрировала агрессию и захватнические цели к Китаю в то десятилетие. Анализ исторической обстановки накануне русско-японского конфликта помог учащимся определить цели и стремление к войне и России, и Японии. О предпосылках войны и её характере рассказал Голянов Дмитрий. С сообщением об этапах Русско-японской войны выступил Волков Виктор. Анализируя каждый этап войны, он обратил внимание на стойкость, мужество и героизм русских солдат и матросов. Баева Юлия передала восхищение доблестью российских моряков, прочитав стихотворение японского поэта Исикава Такубоку «И я поэт, в Японии рождённый…».

В ходе урока были проанализированы причины поражения России в этой войне, изучены её итоги. На заключительный вопрос урока: «Как вы думаете, устранял ли этот договор противоречия между Россией и Японией?», учащиеся ответили: «Нет, не устранял, наоборот обозначил новый конфликт, который впоследствии выразился в войне за освобождение южной части острова Сахалина».

Как Русско-японская война и её итоги отразились на жизни и судьбах сахалинцев и политическом устройстве о. Сахалин рассказала руководитель музейного уголка Ирина Иванова. В своем выступлении она опиралась на экспонаты выставки «Защитники Сахалина 1904-1905гг.». Среди материалов для экспозиции, любезно предоставленных школе Поронайским краеведческим музеем, - книги Н.И. Шабровой «С именем «Новик», «Защитники Сахалина в Русско-японской войне 1904-1905 гг.», брощюра Н.И. Шабровой, В.В. Чернова «Артиллерийский кондуктор с крейсера «Новик», патронная обойма к винтовке Мосина с гильзами образца 1891 года, гильзы от винтовки Бердана № 2 образца 1870 года, сюжетные фотографии «Погребение бойцов 2-го партизанского отряда Б.В. Гротто-Слепиковского, павших в бою с японцами 28.07.1905г. о. Тунайча, Корсаковский район 03.09.1989», автор Рогозин К.А.

Особое место в экспозиции занял Военно-морской флаг Российской Федерации. Ребятам и взрослым с интересом познакомились с его историей.

Далее школьники и гости узнали о том, что их земляк Пономарев Василий Николаевич проходил военную службу на Тихоокеанском флоте. На следующей витрине музейного уголка представлены его фотографии, грамоты за отличные успехи в боевой и политической подготовке, безупречную службу в рядах Вооруженных Сил СССР, военный билет. А удостоверение подводника, датированное 1976 г., гласит, что старший матрос Пономарев В.Н. «проявил мужество и смелость, высокую морскую и специальную подготовку и обеспечил на своем боевом посту подводное плавание корабля».

На смену крейсерам «Варяг» и «Новик» пришли современные боевые корабли, способные справиться с любой боевой задачей по защите родных берегов. Один из них – большой противолодочный корабль «Адмирал Виноградов». Ирина Иванова познакомила ребят с его техническими характеристиками и вооружением и рассказала историю, которая разыгралась 24 ноября 2020 года в заливе Петра Великого. В этот день в море сошлись БПК «Адмирал Виноградов» и американский эсминец «Джон Маккейн». Дело едва не дошло до тарана. Британская пресса сочла, что мир стоял на пороге третьей мировой войны. По сообщению Минобороны России, «эскадренный миноносец ВМС США «Джон Маккейн», который уже несколько дней находился в акватории Японского моря, нарушил территориальные воды Российской Федерации в заливе Петра Великого, углубившись за линию морской границы на два километра». После этого БПК «Адмирал Виноградов» по международному каналу связи предупредил американских моряков о недопустимости подобных действий и возможности «применения таранного маневра для вытеснения нарушителя из территориальных вод». Американец на обострение не пошел и убрался восвояси.

Для нас эти события оказались особенно волнительными, потому что на российском корабле в это время проходил службу наш выпускник Волков Данил. Демобилизовавшись, он побывал в школе, рассказал о своей службе и подтвердил готовность экипажа применить таран недружелюбного эсминца.

На выставке музейного уголка представлены фотографии, на которых изображен Волков Данил на знаменитом корабле, повседневная и парадная форма, матросская роба.

Вот так экскурс в историю родного края связал судьбы сахалинцев разных поколений, показал пример мужества и героизма.


29 октября в музейном уголке МКОУ СОШ с. Малиновка прошло мероприятие "О Родине своей я много расскажу", посвящённое Дню народного единства. О своей родной Башкирии проникновенно рассказала Никифорова Л. Д. Братья Абдуллаевы спели песню о родном Азербайджане, исполнили народный танец. Ученики читали стихи о России. Давыдова Ангелина и Немыкин Алексей угощали хлебом-солью. На выставке музейного уголка представлены рисунки детей "Родина моя"(учитель Авдеева Т. Е.), коллекции жителей села Золотая хохлома Тригубко А. И., палехская миниатюра Авдеевой Т. Е., гжель из коллекции Авдеевой Т. Е., Тереховой Е. В., Евстегнеевой С. В., куклы в национальной одежде Ивановой И. Г.

Внимание зрителей привлекли самовары из коллекции Андрусенко С. А., Волковой Дарины.

Шулунова С.В.,

действительный член Сахалинского отделения РГО

Иванова И.Г.,

учитель МКОУ СОШ с. Малиновка

62 просмотра

Недавние посты

Смотреть все

Просветительский проект «Крузенштерн. Вокруг света» открыт в Литературно-художественном музее книги А. П. Чехова «Остров Сахалин». Проект посвящен русскому мореплавателю, исследователю и первооткрыват

До 21 октября 2022 года включительно на сайте dictant.rgo.ru продолжается регистрация площадок просветительской акции РГО «Географический диктант». На сегодняшний день количество зарегистрированных пл