• rgosakhalin

На крайнем севере Сахалина

Обновлено: авг. 27

На Сахалине продолжается установка памятных знаков-обелисков на крайних точках острова. Форма знаков схожа с формой верстовых столбов, установленных на различных трактах России. На 4х гранях обелисков изображены гербы Российской Федерации, Сахалинской области, района, где установлен знак, а так же название мыса и его географические координаты.

Координаты мест установки согласованы с профессором ДВФУ, доктором географических наук, членом Русского географического общества Петром Федоровичем Бровко, автором «Атласа береговой зоны Сахалина» и других научных работ. Петр Федорович значительную часть своих работ посвятил изучению дальневосточных морей, участник и руководитель многих научных экспедиций.

Первый из шести знаков установлен на крайней южной точке – мысе Крильон в ноябре прошлого года. Следующий – на самом восточном мысе острова - мысе Терпения в июне этого года. Участвуют в этих мероприятиях и члены Сахалинского отделения РГО.

Очередные два обелиска устанавливались в июле на мысах Елизаветы и Марии в Охинском районе.

На севере остров Сахалин завершается полуостровом Шмидта. Когда-то нивхи называли этот полуостров Миф-тёнгр, или «голова земли». В свою очередь северная оконечность полуострова Шмидта завершается двумя мысами: выступающими на север мысом Елизаветы и на северо-запад мысом Марии, между которыми расположен Северный залив. Территория полуострова с 1978 года является государственным природным заказником «Северный».

Современные названия мысам в августе 1805 года дал русский мореплаватель, возглавлявший первую русскую кругосветную экспедицию – Иван Федорович Крузенштерн. А сам полуостров получил современное название только в 1910 году. Названия полуострову, а так же горе и мысу на западной его стороне, даны геологом, впервые описавшим геологическое строение полуострова, Тихоновичем Николаем Николаевичем. Назван он в честь русского геолога Федора Богдановича Шмидта, возглавлявшего Физический отдел Сибирской экспедиции Русского географического общества (1959-1862 гг.), и проводившего исследования на острове Сахалин в 1860-61 гг.

Что бы добраться до мыса был проделан длительный путь. Из Южно-Сахалинска день добирались до Охи. Ранним утром около 40 км от города Оха до побережья Сахалинского залива пройдено на КАМАЗе-вахтовке, затем на кунгасах вышли в море, где ожидала рыболовецкая шхуна. Шхуна завозила продукты и топливо на рыболовецкие станы и нас взяли попутно, по предварительной договоренности. Около 6 часов, обходя мыс Марии добирались до Северного залива, где взяли на буксир подошедшую со стана моторную лодку-«кавасаки». Общее расстояние до мыса Елизаветы составило около ста километров, день был ясным и солнечным, а море относительно спокойным. На траверсе мыса Елизаветы шхуна встала на якорь, а участники экспедиции за два рейса лодки перевезли и выгрузили на берег части обелиска, песок, цемент, инструменты и пресную воду. Все это предстояло поднять от прибрежной полосы по крутому склону на сорокаметровую высоту мыса.

Северная часть полуострова Шмидта в плане представляет собой прямоугольник, выдающийся в море на 7 километров, северная часть которого имеет излом в сторону моря, который и носит название мыса. Берега полуострова крутые, скалистые, с узкими каменистыми пляжами и частыми скальными прижимами. Прибрежные воды изобилуют кёкурами и подводными скалами. Мыс Елизаветы назван Крузенштерном в честь жены императора Александра Первого – Елизаветы Алексеевны. Еще две части выступающие в море восточнее мыса Елизаветы имеют названия мыс Старый и мыс Бакланий. Над мысом Бакланьим возвышается одноименная гора – Бакланья, высотой 539 метров, а над мысом Елизаветы гора Удот, высотой 552 метра. Обе эти горы принадлежат северной оконечности Восточного хребта полуострова Шмидта - хребту Пал («пал» - гора, покрытая лесом (нивх.)). На локальном выступе между мысом Елизаветы и мысом Старый установлен деревянный крест из двух жердей. А тем временем членам экспедиции предстояло заняться подъемом материалов и инструментов на мыс. В связи с крутизной склонов, на которых травянистый склон перемежался с 2-3 метровыми вертикальными скальными стенками, для подъёма основного груза решено было протянуть веревку, переброшенную через блок, установленный на верху склона. В склон забили металлический стержень, на котором закрепили блок, через который пропустили веревку. Груз укладывали в зимние рыбацкие сани и 6 человек внизу склона тянули веревку, а еще двое страховали санки во время движения от опрокидывания. Вес элементов обелиска достигал 80 кг. Затем наверху была подготовлена площадка для установки, закреплена опалубка, уложена арматура, приготовлен раствор. Когда завершалась установка обелиска – в небе появился вертолет, который сначала приземлился в районе маяка, а затем, пройдя над группой, удалился в северо-западном направлении. Разгоряченные работой люди искупались в водах Северного залива. До темноты время еще оставалось, и его посвятили посещению одного из красивейших маяков Сахалина.

Маяк установлен на высоком обрывистом берегу на шестидесятиметровой высоте в полутора километрах юго-восточней мыса. Строился он в период с 1932 по 1935 год в связи с увеличением интенсивности мореплавания в этом районе, созданием в 1928 году треста «Сахалиннефть» и усиленного освоения нефтяных месторождений севера острова. Маячно-техническое здание с башней, размещено на узкой скальной полке, вырубленной в скале. В трехстах метрах западнее у ручья Тарпери расположены жилые и технические здания для работников маяка и метеостанции. Там же размещен рельсовый подъемник, по которым электрической лебедкой на тележках поднимали грузы с береговой полосы. Неподалеку от пляжа к зданиям, на высокий крутой берег до середины склона ведет ветхая деревянная лестница, переходящая в петляющую серпантином тропу. На тропе между маяком и метеостанцией был медведь, убежавший вверх по склону, вспугнутый группой.

По возвращению на шхуну группу ожидал сюрприз – на палубе встречали гости – два молодых сивуча, принявших судно за появившуюся для них скалу. При приближении лодки-«кавасаки», недовольно фыркая, парочка спрыгнула в воду, но еще несколько километров следовала рядом, не понимая, зачем уплывает такое удобное лежбище.

На ночь шхуна встала на якорь, а членов экспедиции разместили и накормили на рыболовецком стане ООО «Оха» в устье протоки залива Куэгда, где когда-то был поселок Ныврово. Неприятным сюрпризом для некоторых участников было обилие комаров.

Ранним утром с рассветом группа вновь погрузилась на шхуну и выдвинулась в направлении мыса Марии. Утро встретило крепким западным ветром и густым туманом, в таких условиях капитан не решился идти ближе к мысу, судно встало на якорь и для разведки места, да и самой возможности высадки, четверо участников, вместе с двумя членами экипажа «кавасаки» пошли к берегу. Отметив положение судна на GPS-приемнике, отошли к берегу. 100 метров… 120… Через 140 метров силуэт судна исчез в плотном тумане. С черепашьей скоростью, внимательно осматривая дно, лодка двигалась вдоль берега. Так было пройдено 2,5 километра. К самому берегу, который неожиданно сгустился из тумана, подходили по прибору. Не смотря на движение малым ходом, на усилия впередсмотрящего, и еще двоих добровольных помощников, высматривающих отмели и камни, лодка несколько раз ударялась мотором и днищем о скалы. Наката и волны не было, от западного ветра укрывали выступы мыса. Высадив первую группу и выгрузив обелиск – вернулись к шхуне, ориентируясь на записанный навигатором маршрут, так движение пошло быстрее. Приняв на борт остальную часть группы и материалы, лодка вновь ушла к берегу.

Мыс Марии является северо-западной оконечностью полуострова Шмидта. Здесь же оканчивается Западный хребет. В 3,5 км юго-восточнее мыса гора Глена высотой 294 метра, а непосредственно у оконечности мыса безымянная гора высотой 162 метра. Мыс так же назван в 1805 году, открывшей его экспедицией Крузенштерна, именем матери русского императора Александра Первого, вдовствующей императрицы Марии Фёдоровны. Строительство башни маяка проходило в 1932-33 годах. Как и на мысе Елизаветы , этот маяк в настоящее время не работает и не обитаем.

Склон, у мыса Марии хоть и более пологий, оказался тяжелее для транспортировки грузов. Во-первых, закрепить стержень для блока на травянистом болотистом склоне не удалось, и пришлось укладывать несколько поднятых с берега бревнышек, к которым привязали блок, а сами бревна вовремя подъема прижимали 2 человека. Во-вторых, на склоне было несколько крутых уступов, даже на относительно ровных участках перегруженные санки утыкались носом в склон, и так же их приходилось сопровождать, поднимать, когда они опрокидывались и подталкивать вверх.

Часть груза передавали по цепочке и поднимали на плечах. К обеду прояснилось, и шхуна подошла ближе.

Не смотря на использование репеллента, сильно отвлекали оводы и комары. Наконец груз был поднят, раствор приготовлен, обелиск установлен. Часть группы, утомленная тяжелой работой, не стала подниматься наверх. Фото установленного обелиска, спуск инструмента, оставшейся упаковки и мешков от цемента, и четвертый обелиск, установленный по соседству с маяком, провожал группу с высокого берега.

Обратный путь был достаточно комфортным. Судно шло ходко, группа лежала на палубе, наслаждаясь теплым солнцем. На установку памятных знаков без дороги от Южно-Сахалинска запланировали четыре дня, но погода была милостива и позволила сделать все за два.

На очереди осталось еще два мыса – мыс Анива и самая западная точка острова – мыс Лах.

Константин Чепурный









Просмотров: 117

Недавние посты

Смотреть все

ЮнГИ

Уважаемые Коллеги! На Yutube канале Сахалинского областного отделения РГО опубликован Урок в открытом море. три даты, три события. Ссылка для просмотра. Ставим лайки, поддерживаем Коллег https://youtu

«VIII Рыжковские чтения»

Уважаемые коллеги! В соответствии со сводным планом основных мероприятий на 2021 год, утверждённым приказом от 30.11.2020г. № 16-л, министерство культуры и архивного дела Сахалинской области совместно